Новые заметки о изготовлении трансформаторов по старым техно
Я уже не первый год мотаю трансформаторы. Мне посчастливилось не только прикоснуться к процессу мотки, но и окунуться в глубь истории благодаря увлечению старым радио и винтажным аудио. Это дало мне возможность увидеть и определить для себя стандартные конструктивные решения, и не стандартные: более или менее экзотические. Одни из них в истории радио и аудио не получили развития и остались в виде патентов и антикварных раритетов; другие использовались определённые периоды и некоторые дошли до наших дней.
Об одном из таких решений хотелось бы поговорить сейчас.
Это каркас. Да каркас! Казалось бы, что может быть второстепеннее этой детали? Однако с повышением требования к качеству звука мы видим насколько важна каждая деталь. Итак почему каркас? Ведь уже есть и деревянные, есть и текстолитовые, и бумажные, и гетинаксовые каркасы. Многие скругляют ненавистные углы и некоторые даже освоили форму овала?
В своё время меня поразило звучание выходников из первоклассных довоенных приёмников ТФК и сименс. По ясности и музыкальности они почти всегда на голову выше многих других: как современных им, так и более поздних изделий аналогичных размеров. Победить их магию первое время получалось только большими габаритами очень качественного магнито-провода и супер винтажным проводом… и то только по совокупности положительных качеств. С приобретением навыков вырисовалась более ясная картина, как и от больших сердечников добиться этой «магии». Однако в этих маленьких железках было такое что всё равно со временем возвращало к ним.
Мне часто приходилось их перематывать. Это были: то выходники от 898 под индуктивный корректор, то дроссели или выходники типа Симес камер мюзик под буфер. При подготовке изделия я их естественно разматывал и доходя до начала обмотки я видел гильзу. Обычную гильзу из гетинакса- без щечек, наворотов; на которую поверх пары слоёв трас. бумаги ложилась первичка, а затем вторичка.
Я не обращал на это особого внимания перематывал под нужные параметры. Но недавно произошло нечто заставившее меня присмотреться к ним повнимательнее. Один знакомый попросил намотать несколько катушек под подковы аморфа. Проект был бюджетный, материалы средние. Посчитав нужные параметры, я столкнулся с вопросом что использовать в качестве каркаса, и решил попробовать гильзу. Заказал нужные размеры основ из твёрдых пород дерева у токаря, нашёл старый электрокартон и принялся за дело. После несложных манипуляций я получил первую гильзу, потом ещё несколько- и тут меня осенило! Да именно это одна из самых правильных деталей этого вида! Идеальные, естественные закругления на углах, близость обмотки к магнитопроводу и самое главное:(Внимание для тех кто строит систему по идеологии Антона Стёпичева) возможность целиком и полность сориентировать её по направлению))) Телефункен и Сименс мотали на них ещё в 30-е!!!!
К сожалению, это конструктивное решение редко встречается и мало кем используется. Гетинаксовый квадратный каркас вытеснил гильзу, хотя последнюю легче и дешевле изготовить даже в домашних условиях.
Сейчас в планах протестить то что получилось в тракте а пока фото:
первые пробы)
Пробная мотка 2000 витков. Обратите внимание на закругление!
Угол внутри катушки практически 90 градусов а снаружи при минимальных потерях округлость почти идеальная!
Telefunken 898 крупным планом)