|
Текущее время: 29 мар 2024, 15:37
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
|
Автор |
Сообщение |
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Предлагаю в данном топике поделиться своим опытом по модернизации и ремонту легендарных вертушек, волею судеб оказавшихся в наших руках. Многие ищут (а найдя задаются вопросом как отремонтировать и наладить аппарат) Thorens TD124, Garrard 301, Garrard 401, всякие Russco, EMT, Rek-o-Kut и тому подобное? Где найти руководства? Как выпилить и склеить плинт? Как прочистить и смазать движок? Как заменить шпулю 60Гц на 50Гц и можно ли это вообще? Какие есть интернет ресурсы по модернизации и продаже старых вертушек? Где прикупить деталей? Я сам много пользовался информацией с форума Виктора Александровича Шапкина. Было бы здорово, если люди оттуда станут заглядывать и сюда тоже. С уважением, Иван.
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
07 окт 2014, 14:57 |
|
|
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Начну со своего собственного скромного опыта. Прикупил некоторое время назад у знакомого в Харькове вертушку Thorens TD124 из ранних номеров с тонармом SME3009. Вообще-то и не собирался, но так получилось. Думал аппарат будет не в лучшем состоянии, но я оказался неправ. Полностью разобрал и собрал проигрыватель. Промыл спиртом и керосином застарелую смазку двигателя и всех шпинделей. Собрал обратно. Собирается как автомат Калашникова на раз-два. Главный подшипник скольжения в ранних моделях был из капрона - не комильфо. Опять по случаю на еБэе прикупил два бронзовых главных подшипника. Думал будет люфт или вообще не подойдет, однако повторяемость в швейцарском механическом производстве почти идеальная. Люфт оказался меньше, чем с родным подшипником. Залил в главный подшипник гипоидное (трансмиссионное) масло - выбег почти не изменился, а вот плавность и шумность улучшились. Впоследствии купил на еБэе бронзовый подпятник для главного подшипника вместо капронового в расчете на последующее утяжеление диска. Разобрал и прочистил двигатель - это было существенно необходимо, поскольку старая смазка за 50 лет застыла комьями, скребла и ничего уже не смазывала. Когда собирал, думал будет много геморроя с юстировкой, однако же просто собрал все детали, затянул все винты и закрутилось как будто так и было - удивительная точность изготовления. В двигатель накапал жидкую синтетику. У Виктора Шапкина подсмотрел, как он подвел к шпинделю диска фторопластовые трубки для закапывания масла в подшипники двигателя - интересное решение. Рычажные механизмы смазал литолом - регулировать ничего не понадобилось. Некоторый геморрой возник при налаживании шкивов (цепляет и скрежещет), но это скорее от незнания схемы передачи. После того, как нашел все регулировочные винты, все налаживается в момент. Конечно потрясает качество изготовления аппарата - никакой выработки и стружки за 50 лет! Даже засохшее масло имело естественный цвет и не почернело. Твердость каленых шпинделей удивительная - надфиль не берет. Хотел прикупить запасной движок и резиновый ролик, однако проиграл уже пару аукционов. Позже выложу ссылки на интернет ресурсы, которые смог найти, где есть запчасти для винтажных вертушек. Господа, присоединяйтесь. Расскажите кто-нибудь как налаживал Garrard-301. Я хочу себе его в коллекцию...
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
07 окт 2014, 15:35 |
|
|
Вадим***
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 16:18 Сообщений: 2451
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Скоро свой Гаррард 301 заберу из апгрейда. Все расскажу. Так в двух словах.Новый подшипник.Новый плинт. Новый тонарм и т.д Хорошо вышло. вообще Гаррард 301 один из моих любимых.
|
07 окт 2014, 16:30 |
|
|
abbasz
Администратор
Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39 Сообщений: 14017
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Цитата: Предлагаю в данном топике поделиться своим опытом по модернизации и ремонту легендарных вертушек, волею судеб оказавшихся в наших руках. По К75а престо навскидку сделал вот что: 1.Удалил резак. 2.Вычистил,смазал,это понятно.В шахту лил более взякое масло,там жидкое ни к чему,надо сгладить рывки как я себе это представляю,еще лучше вязкость подобрать экспериментально. 3.Стол грохотал,перевел на питание от регенератора(старый ламповый ГДРовский генератор с шагом 0,1гц+усилитель на ГУ19) На 60гц американцы гудят меньше чем на 50,это однозначно. Переточка шпули хороша если есть запас по рокоту 4.Подобрал коднденсатор в фазосдвигающей цепи по минимуму рокота. Далее,внимание!!!Включил последовательно переменный резистор,и дополнительно отрегулировал уровень напряжения на этой обмотке,оказалось есть четко выраженный минимум!Измерив результат,я впаял постоянный резистор 20-х годов.К этому времени рокот снизился значительно. 5.Снизил напряжение питания двигателя до 6-0-70в,чисто на слух-с какого то момента падают обороты,но повышением частоты до 65 и выше герц это можно скомпенсировать,при этом стол становится уже практически немым,напомню К75 это бандаж,крайне капризная конструкция,промежуточного ролика нет,плюс в звуке,но вибрации двигателя непосредственно передаются на бандаж! 6.Последнее,поставил пружину-растяжку на двигатель так чтобы его жопка оттягивалась и вал двигателя прилегал к бандажу по небольшим ушлом,это тожде регулируется на слух 7.Последнее-подобрал подкладки под станину. В итоге стол немой,крутится абсолютно бесшумно.Может это неправильно,или не в идеологии реставрации столов,но теперь я могу слушать совершенно бесшумный аппарат,на немой канавке слышен рокот студийного рекордера
|
10 окт 2014, 11:50 |
|
|
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Сорри за дремучесть, а К75а это что за зверь? Какой-то рекордер типа Neumann что-ли?
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
10 окт 2014, 12:56 |
|
|
abbasz
Администратор
Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39 Сообщений: 14017
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
К75 престо бандажный проигрыватель 40-х годов,на вде скорости 33 и 78 Вот я записывал пару лет назад http://www.youtube.com/watch?v=rKnl94J2hQ4
|
10 окт 2014, 13:02 |
|
|
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Жесть! 16-и дюймовая вертушка с четырьмя стационарными тонармами! Планшайба небось килограмм 15 или более весит.
Расскажите хотя бы в двух словах принцип "банаджного" привода, а то прямой, роликовый, пассиковый и червячный знаю, а вот бандажный нет.
Тонарм с коленом посередине трубки. Видел такой у Сакумы. В чем прелесть такой конструкции?
Еще никак не могу понять - почему все современные вертушки делаются исключительно пассик-нитка и ничего более умного, а винтажные вертушки имеют такое разнообразие "биологических видов" и при этом удифилы твердят, что старые вертушки имеют замечательный звук?
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
10 окт 2014, 14:09 |
|
|
abbasz
Администратор
Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39 Сообщений: 14017
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Цитата: Жесть! 16-и дюймовая вертушка с четырьмя стационарными тонармами! Планшайба небось килограмм 15 или более весит. Я скоро верну дублированные материалы,будет ветка с фото престо Не,на К75 диск легкий,вот второй престо 6Н,там диск монстрячий. Был у меня коллинз,взвешивал-чуть более 5кг Цитата: Расскажите хотя бы в двух словах принцип "банаджного" привода, а то прямой, роликовый, пассиковый и червячный знаю, а вот бандажный нет.
Принцип простой-вал двигателя прижимется к обрезиненному борту диска. Промежуточный ролик чуть съедает ясность звука. Цитата: Тонарм с коленом посередине трубки. Видел такой у Сакумы. В чем прелесть такой конструкции? У АМЛа есть раздел про воспоизведение пластинк на 78об,суть в том что такой тонарм менее инерционный и лучше воспроизводит коробленые пластинки Цитата: Еще никак не могу понять - почему все современные вертушки делаются исключительно пассик-нитка и ничего более умного, а винтажные вертушки имеют такое разнообразие "биологических видов" и при этом удифилы твердят, что старые вертушки имеют замечательный звук? Почему,современных много прямоприводных,а так в общем и целом-наверное потому что на пассике легче снизить слышимый рокот. Есть статья АМЛа "ролики и пружинки",там как раз об этом. Целиком с картинками тут http://www.shabad.ru/aml/About%20roller ... prings.htmЦитата: О роликах и пружинках
Уважаемый Анатолий Маркович!
Насколько я понял, ваша новая статья ("Хай-энд мертв...") и оказалась тем самым долгожданным продолжением "Истории говорящих машин". Правда, получилось не совсем то (что мы ждали): первая часть была в значительной степени технической, а вторая оказалась больше идеологической, что весьма выразительно проиллюстрировано картинками. К тому же мысль о том, что прогресс аудио на протяжении последних десятков лет - это на самом деле регресс, я уже встречал в Ваших прежних статьях ("Как услышать то, о чем мы рассказываем" и прочих). Правда, это было давно, так что повторить стоило (тем более - с иллюстрациями самого Босха).
Но вот какие технические детали остались мне неясны.
1. Вы пишете (вскользь), что применение пассикового привода и тонарма с противовесом оказалось пагубным (для воспроизведения музыки). Я не хочу подвергать сомнению это утверждение, но просто хочется узнать: как давно Вас настигло это озарение и почему Вы раньше ничего об этом не сообщали? К тому же некогда предложенная Вами модернизация проигрывателя ("Электроника Б1-01") содержала и то и другое (?).
Вот и Р. И. Пашарин в прошлогоднем цикле поучал: пассик - это царь и Бог и т. п. Все ведь настолько помешались на пассиках, что и проигрыватели CD теперь - с гордой надписью "belt drive" во всю морду! А тонармы с противовесом... разве бывают другие? (Да, вспомнил, бывают - тангенциальные.)
В конце-то концов - как же должно быть? Неужели вместо пассика - ролик (как у "Garrard”)? А тонарм - с пружинкой? И, естественно, - почему?
2. Вы пишете, что ученые-немцы создали в 30-х годах XX века электроакустический рай. И вновь опускаете много подробностей. Они уже применяли в то время электрические проигрыватели грампластинок? Какие иглы они использовали - деревянные или "каменные" (алмазные, корундовые)? На основании косвенных данных (в Вашей статье о фирме ''Telefunken" идет речь о головке "Siemens" тех времен) можно сделать вывод, что они использовали корундовые игды. Так как же это повлияло на воспроизведение музыки - пагубно или нет? Попытаюсь на пальцах интерпретировать изложенное Вами в статье "Пять остановок на пути к ремастерингу": виниловая пластинка - мягкая, алмазная игла - твердая, твердое по мягкому - это хорошо; шеллачная пластинка – твердая, деревянная игла - мягкая, мягкое по твердому - тоже хорошо; алмазная (корундовая) игла по шеллачной пластинке - твердое по твердому - плохо, потому что получается по сути стеклорез. Плюс трудность согласования угловых параметров иглы и канавки. Так ли уж безоблачно было в немецком аудиораю?
3. Поправка. В Вашу статью о проектировании комнаты прослушивания вкралась неточность. Вы пишете:
"...k - волновое число, k=c/…"
Наоборот – k=/c, где
- круговая частота, рад/с; с — скорость звука (в воздухе), м/с; размерность k получается [рад/м], и под знаком синуса оказывается kd с размерностью [рад], а не [м2/рад], что выглядит несколько странно.
Анатолий Маркович, я очень не хочу, чтобы Вы восприняли все вышеизложенное как ехидное подковыривание. Просто до последнего момента идеалом "хай-эндного" проигрывателя мне казался "Kuzma Stabis": жесткая конструкция бескорпусного типа, вынесенный блок питания и т. п. Но:пассик (виброразвязка. однако) и противовес, зато какой! Его центр тяжести расположен так, что тонарм имеет всего одну точку опоры (рубиновый подшипник, все дела). И тут - такие заявления с Вашей стороны. Обидно, понимаете ли. Теперь я не знаю, как (don’t, так сказать, know how). Да и много кто еще пребывает в таком же недоумении. Так что давайте, выкладывайте.
С надеждой, что святые тайны аудио будут открыты прогрессивной общественности
П. Марутенков, Оболенск
Вы действительно правы. Статью "«Хай-энд» умер, да здравствует «хай-энд»" (см. "АМ" № 1 (36) 2001, с. 135-140) можно считать продолжением истории говорящих машин, но с некоторой натяжкой. Почему так получилось? - на это есть свои причины. Например, в процессе работы над продолжением этой истории передо мной вдруг открылась адская пропасть, в которую устремилась аудиоиндустрия после ухода Берлинера из пластиночного бизнеса. Мне стало ясно, что его дело оказалось в руках бездарных авантюристов, которые, как ткачи из сказки про платье голого короля, в течение 70 лет создавали видимость того, что прогресс в области звукозаписи и звуковоспроизведения действительно существует. И я задумался, а стоит ли копаться во всем этом грязном белье. К тому же если бы я взялся расписать в подробностях постберлинеровскую историю, то для ее иллюстрации не хватило бы картин Босха. Последнее оказалось, пожалуй, главной причиной того, что я так неожиданно завершил историю говорящих машин коротким очерком "«Хай-энд» умер...". Теперь отвечу на Ваши вопросы.
1. Вы правильно расшифровали вскользь брошенную мной реплику. Действительно, роликовый привод диска и тонарм с пружинкой вместо противовеса являются наилучшими техническими решениями среди возможных. Свое утверждение я обосную ниже, а пока расскажу о том, почему аудиоидустрия прошла мимо этих, с моей точки зрения прекрасных, технических решений.
Для начала вспомним, что в своем первом граммофоне Берлинер использовал пассиковый привод (см. рис. 5 в журнале "АМ" № 4 (33) 2000, с. 82). Тогда эта идея не считалась оригинальной, так как в подавляющем большинстве машин того времени применялся ременной привод. Однако Берлинер, по невыясненным причинам, от ременного привода сразу отказался. Следующий сконструированный им вместе с Элриджем Джонсоном приводной механизм был похож на большие часы. Вращение грампластинки в нем осуществлялось мощной спиральной пружиной через систему шестеренок. Одна из них вращала ось поворотного диска, на котором лежала грампластинка, а другая, со скошенными зубьями, через червячный вал раскручивала механический так называемый эксцентриковый стабилизатор частоты вращения.
Пружинный привод без каких-либо существенных изменений конструкции в течение 40 лет применялся сначала в граммофонах, а позднее даже в электрофонах. Таким приводом был оснащен и портативный граммофон (модель 102), разработанный фирмой "HMV" в начале 30-х годов.
Я тщательно исследовал механические параметры этого привода и, к моему удивлению, не нашел в нем недостатков. Уровень детонации и создаваемого рокота у него оказался ниже порога восприятия, а сползание частоты вращения при установке на грампластинку стограммовой мембраны не превышало 0,5%.
Главным недостатком пружинного привода считалась его ручная "подзаводка", которая требовалась после проигрывания каждой стороны грампластинки. Именно этот недостаток в середине 30-х годов стал причиной радикального усовершенствования этого механизма. Тогда вместо пружинного узла в нем появился асинхронный электродвигатель, ротор которого вращал упомянутый механический стабилизатор, а через червячную передачу - ось поворотного диска.
Автор этого усовершенствования мне неизвестен, известно только то, что многие крупные фирмы, включая "Telefunken" и "Siemens", вляпались в это техническое решение. Дело в том, что разработчики проигрывателей и в первую очередь их потребители столкнулись с совершенно новой проблемой - низкочастотным гулом, так называемым рокотом. Рокот этот почему-то прослушивался только в проигрывателях, оснащенных электродвигателем. Конечно, специалисты и тогда понимали, что причиной слышимого рокота являются вибрации электродвигателя.
|
10 окт 2014, 14:18 |
|
|
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
abbasz писал(а): Принцип простой-вал двигателя прижимется к обрезиненному борту диска. Промежуточный ролик чуть съедает ясность звука.
А если резиновый ролик заменить на цельнометаллический с тонкой резиновой шиной (это я все применительно к своему Торенсу)? Иногда такие попадаются в продаже.
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
11 окт 2014, 10:14 |
|
|
Иван Гусев
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17 Сообщений: 203
|
Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Еще есть вопрос. Не помню где читал (кажется это была статья уважаемого Норманна) про то как он заменил легкий плавающий алюминиевый диск на Торенсе на медную пластину 3-4 мм. Заодно утяжелил всю сборную план-шайбу. Хвалил звук этого "коврика".
Джентльмены. Раскройте пожалуйста тему ковриков. Стоит даже в отдельной теме.
С уважением, Иван.
_________________ Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... )))
|
11 окт 2014, 10:21 |
|
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|