Текущее время: 29 мар 2024, 15:37

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 74 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
 Модернизация и ремонт легендарных вертушек. 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Предлагаю в данном топике поделиться своим опытом по модернизации и ремонту легендарных вертушек, волею судеб оказавшихся в наших руках.

Многие ищут (а найдя задаются вопросом как отремонтировать и наладить аппарат) Thorens TD124, Garrard 301, Garrard 401, всякие Russco, EMT, Rek-o-Kut и тому подобное? Где найти руководства? Как выпилить и склеить плинт? Как прочистить и смазать движок? Как заменить шпулю 60Гц на 50Гц и можно ли это вообще?

Какие есть интернет ресурсы по модернизации и продаже старых вертушек? Где прикупить деталей?

Я сам много пользовался информацией с форума Виктора Александровича Шапкина. Было бы здорово, если люди оттуда станут заглядывать и сюда тоже. :)

С уважением, Иван.

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


07 окт 2014, 14:57
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Начну со своего собственного скромного опыта.

Прикупил некоторое время назад у знакомого в Харькове вертушку Thorens TD124 из ранних номеров с тонармом SME3009. Вообще-то и не собирался, но так получилось. Думал аппарат будет не в лучшем состоянии, но я оказался неправ. Полностью разобрал и собрал проигрыватель. Промыл спиртом и керосином застарелую смазку двигателя и всех шпинделей. Собрал обратно. Собирается как автомат Калашникова на раз-два.

Главный подшипник скольжения в ранних моделях был из капрона - не комильфо. Опять по случаю на еБэе прикупил два бронзовых главных подшипника. Думал будет люфт или вообще не подойдет, однако повторяемость в швейцарском механическом производстве почти идеальная. Люфт оказался меньше, чем с родным подшипником. Залил в главный подшипник гипоидное (трансмиссионное) масло - выбег почти не изменился, а вот плавность и шумность улучшились. Впоследствии купил на еБэе бронзовый подпятник для главного подшипника вместо капронового в расчете на последующее утяжеление диска.

Разобрал и прочистил двигатель - это было существенно необходимо, поскольку старая смазка за 50 лет застыла комьями, скребла и ничего уже не смазывала. Когда собирал, думал будет много геморроя с юстировкой, однако же просто собрал все детали, затянул все винты и закрутилось как будто так и было - удивительная точность изготовления. В двигатель накапал жидкую синтетику. У Виктора Шапкина подсмотрел, как он подвел к шпинделю диска фторопластовые трубки для закапывания масла в подшипники двигателя - интересное решение.

Рычажные механизмы смазал литолом - регулировать ничего не понадобилось.

Некоторый геморрой возник при налаживании шкивов (цепляет и скрежещет), но это скорее от незнания схемы передачи. После того, как нашел все регулировочные винты, все налаживается в момент.

Конечно потрясает качество изготовления аппарата - никакой выработки и стружки за 50 лет! Даже засохшее масло имело естественный цвет и не почернело. Твердость каленых шпинделей удивительная - надфиль не берет.

Хотел прикупить запасной движок и резиновый ролик, однако проиграл уже пару аукционов. :(

Позже выложу ссылки на интернет ресурсы, которые смог найти, где есть запчасти для винтажных вертушек.

Господа, присоединяйтесь. Расскажите кто-нибудь как налаживал Garrard-301. Я хочу себе его в коллекцию...

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


07 окт 2014, 15:35
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 16:18
Сообщений: 2451
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Скоро свой Гаррард 301 заберу из апгрейда.
Все расскажу.
Так в двух словах.Новый подшипник.Новый плинт.
Новый тонарм и т.д
Хорошо вышло.
вообще Гаррард 301 один из моих любимых.


07 окт 2014, 16:30
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Цитата:
Предлагаю в данном топике поделиться своим опытом по модернизации и ремонту легендарных вертушек, волею судеб оказавшихся в наших руках.


По К75а престо навскидку сделал вот что:

1.Удалил резак.

2.Вычистил,смазал,это понятно.В шахту лил более взякое масло,там жидкое ни к чему,надо сгладить рывки как я себе это представляю,еще лучше вязкость подобрать экспериментально.

3.Стол грохотал,перевел на питание от регенератора(старый ламповый ГДРовский генератор с шагом 0,1гц+усилитель на ГУ19)
На 60гц американцы гудят меньше чем на 50,это однозначно.
Переточка шпули хороша если есть запас по рокоту

4.Подобрал коднденсатор в фазосдвигающей цепи по минимуму рокота.
Далее,внимание!!!Включил последовательно переменный резистор,и дополнительно отрегулировал уровень напряжения на этой обмотке,оказалось есть четко выраженный минимум!Измерив результат,я впаял постоянный резистор 20-х годов.К этому времени рокот снизился значительно.

5.Снизил напряжение питания двигателя до 6-0-70в,чисто на слух-с какого то момента падают обороты,но повышением частоты до 65 и выше герц это можно скомпенсировать,при этом стол становится уже практически немым,напомню К75 это бандаж,крайне капризная конструкция,промежуточного ролика нет,плюс в звуке,но вибрации двигателя непосредственно передаются на бандаж!

6.Последнее,поставил пружину-растяжку на двигатель так чтобы его жопка оттягивалась и вал двигателя прилегал к бандажу по небольшим ушлом,это тожде регулируется на слух

7.Последнее-подобрал подкладки под станину.


В итоге стол немой,крутится абсолютно бесшумно.Может это неправильно,или не в идеологии реставрации столов,но теперь я могу слушать совершенно бесшумный аппарат,на немой канавке слышен рокот студийного рекордера


10 окт 2014, 11:50
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Сорри за дремучесть, а К75а это что за зверь? Какой-то рекордер типа Neumann что-ли? :shock:

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


10 окт 2014, 12:56
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
К75 престо бандажный проигрыватель 40-х годов,на вде скорости 33 и 78

Вот я записывал пару лет назад

http://www.youtube.com/watch?v=rKnl94J2hQ4


10 окт 2014, 13:02
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Жесть! 16-и дюймовая вертушка с четырьмя стационарными тонармами! Планшайба небось килограмм 15 или более весит.

Расскажите хотя бы в двух словах принцип "банаджного" привода, а то прямой, роликовый, пассиковый и червячный знаю, а вот бандажный нет.

Тонарм с коленом посередине трубки. Видел такой у Сакумы. В чем прелесть такой конструкции?

Еще никак не могу понять - почему все современные вертушки делаются исключительно пассик-нитка и ничего более умного, а винтажные вертушки имеют такое разнообразие "биологических видов" и при этом удифилы твердят, что старые вертушки имеют замечательный звук?

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


10 окт 2014, 14:09
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Цитата:
Жесть! 16-и дюймовая вертушка с четырьмя стационарными тонармами! Планшайба небось килограмм 15 или более весит.


Я скоро верну дублированные материалы,будет ветка с фото престо

Не,на К75 диск легкий,вот второй престо 6Н,там диск монстрячий.
Был у меня коллинз,взвешивал-чуть более 5кг

Цитата:
Расскажите хотя бы в двух словах принцип "банаджного" привода, а то прямой, роликовый, пассиковый и червячный знаю, а вот бандажный нет.


Принцип простой-вал двигателя прижимется к обрезиненному борту диска.
Промежуточный ролик чуть съедает ясность звука.

Цитата:
Тонарм с коленом посередине трубки. Видел такой у Сакумы. В чем прелесть такой конструкции?


У АМЛа есть раздел про воспоизведение пластинк на 78об,суть в том что такой тонарм менее инерционный и лучше воспроизводит коробленые пластинки

Цитата:
Еще никак не могу понять - почему все современные вертушки делаются исключительно пассик-нитка и ничего более умного, а винтажные вертушки имеют такое разнообразие "биологических видов" и при этом удифилы твердят, что старые вертушки имеют замечательный звук?


Почему,современных много прямоприводных,а так в общем и целом-наверное потому что на пассике легче снизить слышимый рокот.
Есть статья АМЛа "ролики и пружинки",там как раз об этом.

Целиком с картинками тут
http://www.shabad.ru/aml/About%20roller ... prings.htm

Цитата:
О роликах и пружинках



Уважаемый Анатолий Маркович!

Насколько я понял, ваша новая статья ("Хай-энд мертв...") и оказалась тем самым долгожданным продолжением "Истории говорящих машин". Правда, получилось не совсем то (что мы ждали): первая часть была в значительной степени технической, а вторая оказалась больше идеологической, что весьма выразительно проиллюстрировано картинками. К тому же мысль о том, что прогресс аудио на протяжении последних десятков лет - это на самом деле регресс, я уже встречал в Ваших прежних статьях ("Как услышать то, о чем мы рассказываем" и прочих). Правда, это было давно, так что повторить стоило (тем более - с иллюстрациями самого Босха).

Но вот какие технические детали остались мне неясны.

1. Вы пишете (вскользь), что применение пассикового привода и тонарма с противовесом оказалось пагубным (для воспроизведения музыки). Я не хочу подвергать сомнению это утверждение, но просто хочется узнать: как давно Вас настигло это озарение и почему Вы раньше ничего об этом не сообщали? К тому же некогда предложенная Вами модернизация проигрывателя ("Электроника Б1-01") содержала и то и другое (?).

Вот и Р. И. Пашарин в прошлогоднем цикле поучал: пассик - это царь и Бог и т. п. Все ведь настолько помешались на пассиках, что и проигрыватели CD теперь - с гордой надписью "belt drive" во всю морду! А тонармы с противовесом... разве бывают другие? (Да, вспомнил, бывают - тангенциальные.)

В конце-то концов - как же должно быть? Неужели вместо пассика - ролик (как у "Garrard”)? А тонарм - с пружинкой? И, естественно, - почему?

2. Вы пишете, что ученые-немцы создали в 30-х годах XX века электроакустический рай. И вновь опускаете много подробностей. Они уже применяли в то время электрические проигрыватели грампластинок? Какие иглы они использовали - деревянные или "каменные" (алмазные, корундовые)? На основании косвенных данных (в Вашей статье о фирме ''Telefunken" идет речь о головке "Siemens" тех времен) можно сделать вывод, что они использовали корундовые игды. Так как же это повлияло на воспроизведение музыки - пагубно или нет? Попытаюсь на пальцах интерпретировать изложенное Вами в статье "Пять остановок на пути к ремастерингу": виниловая пластинка - мягкая, алмазная игла - твердая, твердое по мягкому - это хорошо; шеллачная пластинка – твердая, деревянная игла - мягкая, мягкое по твердому - тоже хорошо; алмазная (корундовая) игла по шеллачной пластинке - твердое по твердому - плохо, потому что получается по сути стеклорез. Плюс трудность согласования угловых параметров иг­лы и канавки. Так ли уж безоблачно было в немецком аудиораю?

3. Поправка. В Вашу статью о проектировании комнаты прослушивания вкралась неточность. Вы пишете:

"...k - волновое число, k=c/…"

Наоборот – k=/c, где

- круговая частота, рад/с; с — скорость звука (в воздухе), м/с; размерность k получается [рад/м], и под знаком синуса оказывается kd с размерностью [рад], а не [м2/рад], что выглядит несколько странно.

Анатолий Маркович, я очень не хочу, чтобы Вы восприняли все вышеизложенное как ехидное подковыривание. Просто до последнего момента идеалом "хай-эндного" проигрывате­ля мне казался "Kuzma Stabis": жесткая конструкция бескорпусного типа, вынесенный блок питания и т. п. Но:пассик (виброразвязка. однако) и противовес, зато какой! Его центр тяжести расположен так, что тонарм имеет всего одну точку опоры (рубиновый подшипник, все дела). И тут - такие заявления с Вашей стороны. Обидно, понимаете ли. Теперь я не знаю, как (don’t, так сказать, know how). Да и много кто еще пребывает в таком же недоумении. Так что давайте, выкладывайте.

С надеждой, что святые тайны аудио будут открыты прогрессивной общественности

П. Марутенков, Оболенск





Вы действительно правы. Статью "«Хай-энд» умер, да здравствует «хай-энд»" (см. "АМ" № 1 (36) 2001, с. 135-140) можно считать продолжением истории говорящих машин, но с некоторой натяжкой. Почему так получилось? - на это есть свои причины. Например, в процессе работы над продолжением этой истории передо мной вдруг открылась адская пропасть, в которую устремилась аудиоиндустрия после ухода Берлинера из пластиночного бизнеса. Мне стало ясно, что его дело оказалось в руках бездарных авантюристов, которые, как ткачи из сказки про платье голого короля, в течение 70 лет создавали видимость того, что прогресс в области звукозаписи и звуковоспроизведения действительно существует. И я задумался, а стоит ли копаться во всем этом грязном белье. К тому же если бы я взялся расписать в подробностях постберлинеровскую историю, то для ее иллюстрации не хватило бы картин Босха. Последнее оказалось, пожалуй, главной причиной того, что я так неожиданно завершил историю говорящих машин коротким очерком "«Хай-энд» умер...". Теперь отвечу на Ваши вопросы.

1. Вы правильно расшифровали вскользь брошенную мной реплику. Действительно, роликовый привод диска и тонарм с пружинкой вместо противовеса являются наилучшими техническими решениями среди возможных. Свое утверждение я обосную ниже, а пока расскажу о том, почему аудиоидустрия прошла мимо этих, с моей точки зрения прекрасных, технических решений.

Для начала вспомним, что в своем первом граммофоне Берлинер использовал пассиковый привод (см. рис. 5 в журнале "АМ" № 4 (33) 2000, с. 82). Тогда эта идея не считалась оригинальной, так как в подавляющем большинстве машин того времени применялся ременной привод. Однако Берлинер, по невыясненным причинам, от ременного привода сразу отказался. Следующий сконструированный им вместе с Элриджем Джонсоном приводной механизм был похож на большие часы. Вращение грампластинки в нем осуществлялось мощной спиральной пружиной через систему шестеренок. Одна из них вращала ось поворотного диска, на котором лежала грампластинка, а другая, со скошенными зубьями, через червячный вал раскручивала механический так называемый эксцентриковый стабилизатор частоты вращения.

Пружинный привод без каких-либо существенных изменений конструкции в течение 40 лет применялся сначала в граммофонах, а позднее даже в электрофонах. Таким приводом был оснащен и портативный граммофон (модель 102), разработанный фирмой "HMV" в начале 30-х годов.

Я тщательно исследовал механические параметры этого привода и, к моему удивлению, не нашел в нем недостатков. Уровень детонации и создаваемого рокота у него оказался ниже порога восприятия, а сползание частоты вращения при установке на грампластинку стограммовой мембраны не превышало 0,5%.

Главным недостатком пружинного привода считалась его ручная "подзаводка", которая требовалась после проигрывания каждой стороны грампластинки. Именно этот недостаток в середине 30-х годов стал причиной радикального усовершенствования этого механизма. Тогда вместо пружинного узла в нем появился асинхронный электродвигатель, ротор которого вращал упомянутый механический стабилизатор, а через червячную передачу - ось поворотного диска.

Автор этого усовершенствования мне неизвестен, известно только то, что многие крупные фирмы, включая "Telefunken" и "Siemens", вляпались в это техническое решение. Дело в том, что разработчики проигрывателей и в первую очередь их потребители столкнулись с совершенно новой проблемой - низкочастотным гулом, так называемым рокотом. Рокот этот почему-то прослушивался только в проигрывателях, оснащенных электродвигателем. Конечно, специалисты и тогда понимали, что причиной слышимого рокота являются вибрации электродвигателя.


10 окт 2014, 14:18
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
abbasz писал(а):
Принцип простой-вал двигателя прижимется к обрезиненному борту диска.
Промежуточный ролик чуть съедает ясность звука.


А если резиновый ролик заменить на цельнометаллический с тонкой резиновой шиной (это я все применительно к своему Торенсу)? Иногда такие попадаются в продаже.

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


11 окт 2014, 10:14
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:17
Сообщений: 203
Сообщение Re: Модернизация и ремонт легендарных вертушек.
Еще есть вопрос. Не помню где читал (кажется это была статья уважаемого Норманна) про то как он заменил легкий плавающий алюминиевый диск на Торенсе на медную пластину 3-4 мм. Заодно утяжелил всю сборную план-шайбу. Хвалил звук этого "коврика".

Джентльмены. Раскройте пожалуйста тему ковриков. Стоит даже в отдельной теме.

С уважением, Иван.

_________________
Еж птица гордая - пока не пнешь, не полетит... :))))


11 окт 2014, 10:21
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 74 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB