Текущее время: 28 мар 2024, 12:39

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
 Дирижер Голованов.Реквием Моцарта 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
На классик аудио мне предложили послушать запись Голованова и выразить свое мнение.
Стаж моего слушания Моцарта почти равняется сроку жизни,а вариантов реквиема я переслешал не один десяток.К Голованову отношусь хорошо-это замечательный дирижер.Когда то даже с АМЛом обсуждали эту тему.

Описываю честно свое мнение.Сам реквием,запись 1951 года можн послушать здесь или скчать на рутрекере

Mozart Reuqiem KV626

http://www.deezer.com/album/336092


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Послушал с Голованова.

Начну с хорошего.

Запись эта безусловно выдающееся музыкальное событие,держит до конца мертвой хваткой за горло.

За пультом стоит талантливый,страстный,умный музыкант.Но именно отсутствие традиции сказывается на общем впечатлении.Очень противоречивые чувства овладевали мною во время прослушивания и после.Я получил громадное удовольствие,но катарсису помешал ряд обстоятельств.

Попробую объяснить почему,по частям.

Вступление.Духовые хорошо держат шаг,атмосфера,строгий строй-все великолепно!

Резкие реплики скрипок в ответ на басы-да,хороший ход,яркий,убедительный.

Так делал и Караян в некоторых записях,разве что вскрики у скрипок были чуть сдержаннее,благороднее.Здесь это реализовано несколько по пролетарски

Оркестр более массивный чем обычно,вероятно с кучей контрабасов.Не возражаю.

В целом вступление сыграно превосходно.

Великолепная находка -замедление на словах "свет вечный светит им",перед самым вступлением сопрано.Правда само последующее вступление похабного женского голоса с жуткой вибрацией на словах "Господи,тебе поем гимн в Сионе" убивает все впечатление от прекрасно сыгранного начала.

Ну бабы они всегда все портят в реквиеме,это я уже давно заметил и смирился с омерзительным пением оперных див.

Черт с ними,первая часть все таки заканчивается так же хорошо как и началась.Отлично

А вот на фуге я упал под стол.Тут повторяется типичная ошибка наших дирижеров,уродующих реквием на свой лад-они все в фуге бегут наперегонки.Будто музыкантам и хористам в жопу налили скипидару.

Этот дурной прием,которым страдает и запись Свешникова ,он напрочь разрушает всю структуру Кирие.Голоса спотыкаются и наступают друг другу на пятки,выглядит это карикатурно.Как вопроизведение на повышенной скорости.

За этой мнимой страстностью и "порывом",который в данном случае неуместен,теряется высокий ,торжественный характер полифонического раздела и прозрачность голосов.Каша-результат гонок в фугах.

Естественно,в Европе так никто никогда реквием не исполняет,потому что это проявление дурного вкуса и отсутствия традиций.

Диес ире.День гнева.

Более менее,хотя бывали и более гневные дни,у Купмэна например

Туба мирум.За хорошим,ярким соло тромбона выплывает...яркий образ пьяного революционного матроса,который выступает перед ревкомом и требует немедленно начать штурм Зимнего.

Это не просто ужасно,это ниже всякой критики.Последующие выступления остальных трех солистов усугубляют пародию.Выступают пьяные комиссары ,доярки и прачки,перепоясанные пулеметными лентами.

Дурные голоса,дурные интонации,дурные образы.Революционеры выносят приговор старому миру и намерены его судить по всей строгости,пока они под мухой и отчаянно смелы.Дело происходит в кабаке.

Кстати,эту часть всегда критиковали как сомнительную-Господь слишком долго солирует на тромбоне,позволяя себе непростительное многословие в день Страшного суда.Но в данном случае Господа и след простыл.

У Голованова это дважды пародия на Моцарта.

Рекс Тременде.

Снова возвращается талантливая рука,управлявшая оркестром и хором во вступлении.

Хорошо заостряется барочная фигура бича.Слова правда абсолютно неразборчивы,но их и так все знают.Ну так записано,на какой нибудь корявый ленточный магнитофон.

Массивно,энергично,даже мощно,в десяточку!

САЛВА МЕ,СПАСИ МЕНЯ!на этих словах Голованов ЕДИНСТВЕННЫЙ делает такое неожиданное смысловое замедление темпа в этой части,действующее просто магическим образом.

В этом месте я сидел будто замороженный!!!!! Браво!

Далее идет часть,которую Моцарт считал смысловым ядром реквиема-Рекордаре(Вспомни!),обращение к Иисусу,просьба о прощении

Несколько медленнее чем хотелось бы(чем привычно)

Тут все снова печально,так как пьяные комиссары и матросы возвращаются из туба мирум и снова берут власть в свои руки.И даже отличный темп и посыл дирижера не спасают ситуацию.Дикие завывания,голоса не имеющие никакой культуры пения в мессах.

Тут борются два чувства-первое это глубокая симпатия к гениальному дирижеру и его порывам-второе-ненависть к тем малокультурным советским вокалистам,услугами которых вынужден был пользоваться маэстро.

Колебания темпа,неожиданные остановки по прежнему свидетельствуют что Голованов старается выпукло передать СМЫСЛ текста,но ...слушать это абсолютно невозможно.В печку.

Идем на конфутатис.

Конфутатис такой как ему положено-жирные языки адского пламени,страдальцы поджаривающиеся на сковородке(кстати замедление перед голосами в терцию,как и у Сабата),далее взрыв и "пламени предав их адскому" снова со всем ужасом на который способен оркестр.

Не то чтобы безупречно,но волнует,убеждает!Энергетика сумасшедшая.

В знаменитой длинной нисходящей цепочки тональных сдвигов перед лакримозой Голованов вновь удивляет-эти резкие крещенди на оркестровых всполохах-ЗДОРОВО!Находка,однако.

Наконец мы подошли к тому что у нас считается обычно кульминацией произведения-к Слезной.

Для меня все таки это лишь гениальный обрывок(рукопись обрывается на 7ом такте,дальше творчество Эйблера и Зюсмайера)

Да,я должен признать что это феноменальное нарастание скорби Голованов выводит самым грандиозным образом,пожалуй неведомым его коллегам.Это самая большая удача в записи.Если бы я не слышал других разделов,я бы признал пластинку чуть ли не самой гениальной на планете,пожалуй.

И Амен(Аминь) в конце-не менее грандиозное затухание.Уф,столько событий на протяжении получаса....

Домине езу.

Вполне традиционно,разве что вскрики хора несколько истеричные.Обещанное Аврааму вновь требуется агрессивно и настойчиво,как у коллег,а вот резкое замедление темпа на словах " и пропали они во мгле" уж слишком изобразительное,вульгарное.У Голованова они и впрямь "пропали",на мой вкус уж слишком буквально.

Хостиас обязывет,все таки подлинная моцартовская часть!

Это глубоко мистический раздел и требует неземного пения.

Несколько приземленно,натужно.Слышно что кульминация позади и дальше исполнители расслабились-лучшее уже сыграно.

Санктус--снова мощно и неожиданно грандиозно,как того Санктус и требует.Снова взята очень высокая планка выразительности.

Санктус на самом деле писан не Моцартом,поэтому я никогда особенно к нему не прислушивался.Как и к Бенедтиктусу.

А вот в агнус деи гений Моцарта сияет в последний раз-никогда не поверю что это написали бездари ученики.

Далее идет повторение вступления ,ну и финал.

Молчание.

Выводы.

Ну что сказать?

1.Катарсис я не ощутил,слишком много пародийных и явно неудачных если не сказать ужасных моментов.

Впечатление то достигает небес(изредка) то ...хрясь мордой об асфальт(гораздо чаще).

Солисты ужасные.В исполнении много грубостей,чисто пролетарских,которые мало мальски обученный в Европе музыкант сочтет просто недопустимыми

2.Лакримоза и еще пара частей сыграны гениально.Признаю.

Иметь или не иметь в фонотеке-дело вкуса.

Считать эту запись образцовой я никак не могу


25 дек 2014, 19:11
Профиль

Зарегистрирован: 05 окт 2014, 15:37
Сообщений: 16199
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Нет. все же энергоинформационное поле точно существует. И мы в нем общаемся. Неделю назад звонит мне мой знакомый: "Ты когда в Мелодию поедешь?" Я: "А зачем. я только недавно там был". Он: "Да мне Реквием бы купил". Я: " А какой. там их только на моей памяти 4 выпускалось?" Он: "А вот ты все отслушай и расскажи мне, а я выберу." Мы должны помогать друг другу. пришлось мне все Реквиемы отслушать, а кроме мелодиевских прихватил и остальные - получилось штук десять. И вот какие общие впечатления у меня остались ( я их высказал моему знакомому) - наши не умеют исполнять Реквием, так как для них это несколько чуждый элемент несколько другого подхода как в религиозном отношении, так и по жизни. Все прослушанные мной Реквиемы в западном исполнении были в чем-то очень похожи друг на друга( при всей разнице в интерпретации) - все они отражали каноническое западное отношение к смерти - смерть - это неизбежный естественный процесс, ничего с этим не поделаешь. поэтому к смерти надо относиться спокойно. И во всех Реквиемах западного исполнения это отношение и проходило красной линией. И совсем по другому подходили наши - кто во что горазд. никакого канонического понимания Реквиема. Более того скажу - кто ударялся в трагедийное исполнение( это еще хорошо). кто - в не пойми какое. Но это же не со зла, это потому, что хотели они все как лучше, получилось правда совсем не по канонически, а как у нас всегда и выходит. А этим мы и сильны между прочим, своим, неповторимым бунтарско-творческим подходом и духом, думаю тут ни кто не будет этого отрицать. Пусть будет и такая точка зрения на смерть. И хотя она не по канонам конечно, но кто может тут сказать точно. что такое смерть и как к ней надо относиться? Так что русский Реквием - это конечно не совсем правильный Реквием, но все же мы тоже старались.........


26 дек 2014, 09:20
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Цитата:
Я бы сказал так. Традиция отсутствует ТОЛЬКО у солистов, но сам Голованов - окончивший Московское Синодальное училище церковного пения, - оркестр под его управлением и хор, безусловно, эту традицию хранят.




То что он профессионально работает с хором это очень хорошо,но в Кирие это не помогает.У нас нет традиции исполнения сложных полифонических хоровых произведений.



Церковное училище лучше чем нечего,хотя объективно католическая(да и немецкая протестантская) традиция ушла куда вперед от православной,хотя бы потому что в православном богослужении не создано ничего подобного реквиему или высокой мессе или кантатам Баха.



Да и веру свою католики всегда отстаивали отчаянно и яростно.Такой номер как в большевистской России нигде бы больше не прошел-даже Гитлер обосрался,когда пытался удавить католическую церковь.

Католики всегда отличались в лучшую сторону,когда речь шла о защите своих мировоззренческих устоев.Это исторический факт.Дрались отчаянно за свои идеалы.Православные вяло отдали власть пьяным комиссарам и матросам,а храмы превратились в склады мусора.

Потом все возродилось,но в значительной мере с подачи тех же комиссаров,переодевшихся в дорогие костюмы.И религиозность липовая,и попы ряженные,хотя...у католиков все эти проблемы сегодня присутствуют в той же степени.Человечество повзрослело и поумнело и теперь только мессы 200 летней давности свидетельствуют о силе веры и духа западного человека.




Религиозность Голованова выдает не справка в биографии,а чуткое отношение к тексту.Тут явно слышно ,что дирижер обращается не к "лоху",а к умному слушателю,который хорошо знает текст и замечает мельчайшие оттенки в отношении дирижера к словам.Иначе непонятно,к чему все эти замедления,ускорения.вспышки.А вот если знаешь о чем поют - все становится на свои места.

Поэтому я советую всем найти перевод и послушать реквием вслушиваясь в слова,хотя бы пару раз.

Многое и в музыке,и в трактовке Голованова станет понятнее.




Цитата:
Цитата

Мне и самому хотелось то ли расстрелять, то ли задушить солистку в "Бенедиктусе". Слишком "жирно" подано. Голованов здесь ни при чём, у него всё в порядке.


Жирно это не проблема,пусть бы жирно.Вульгарные голоса и интонации,НОЛЬ культуры пения.

Ладно бенедиктус.в котором абсолютно бессвязная музыка,сотканная из каких то лоскутов,РЕКОРДАРЕ прострадало непоправимо.


26 дек 2014, 12:18
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Цитата:
наши не умеют исполнять Реквием, так как для них это несколько чуждый элемент несколько другого подхода как в религиозном отношении, так и по жизни.


Примерно так.


26 дек 2014, 12:19
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 15:50
Сообщений: 48
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Аббас, привет!
Аббас, давно хочу у тебя спросить какие тебе нравятся дирижеры, это наверное немцы и австрийцы?
если не трудно напиши свое мнение со списком фамилий :?


26 дек 2014, 21:55
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Дык вкусы мои известны

Первые два имени это Менгельберг и Фуртвенглер,но они реквием не записывали,насклько я знаю

Из других немцев конечно ранний Караян,Рихард Штраус,Йозеф Крипс(в ограниченном репертуаре)

К Бруно Вальтеру особых чувств не питаю.Бема не люблю

Из итальянцев это Карло Сабайно,а потом уже Тосканини

Из русских Кусевицкий

Баршая много записей

Из современных Арнонкур в отдельных записях,а также Купмэн,Петер Шрайер


Покупаю записи Рене Якобса,Гардинера,Пиннока,и тп,но великими их назвать не могу.


Дирижеров в коллекции много,но так чтобы кого то выделить особо кроме упомянутых-не скажу.


26 дек 2014, 22:05
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 15:50
Сообщений: 48
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Я в классике не силен и мне интересны дирижеры которые цепляют.
Караян мне нравится пробовал сравнивать и как то наткнулся на Карла Бем, как тебе он?


26 дек 2014, 22:11
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Цитата:
наткнулся на Карла Бем, как тебе он?


Цитата:
К Бруно Вальтеру особых чувств не питаю.Бема не люблю


Никак,вялый как селедка,хотя несколько записей у меня есть,которые я люблю,например два концерта Моцарта с Гилельсом или симфонии Брамса.


26 дек 2014, 22:16
Профиль

Зарегистрирован: 07 окт 2014, 15:50
Сообщений: 48
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
Жалко времени нет всех сравнивать, лучше искать известных и выдающихся, например Караяна.
Аббас, а может тогда на студии звукозаписи перейдем.
Сколько слышал классики очень нравится как делали диски Берлинский граммофон


26 дек 2014, 22:26
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 14017
Сообщение Re: Дирижер Голованов.Реквием Моцарта
На студии уже в воскресение!

Каараян позднего периода уже чистая коммерция,хотя класс все равно присутствует


26 дек 2014, 22:29
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB