На классик аудио мне предложили послушать запись Голованова и выразить свое мнение.
Стаж моего слушания Моцарта почти равняется сроку жизни,а вариантов реквиема я переслешал не один десяток.К Голованову отношусь хорошо-это замечательный дирижер.Когда то даже с АМЛом обсуждали эту тему.
Описываю честно свое мнение.Сам реквием,запись 1951 года можн послушать здесь или скчать на рутрекере
Mozart Reuqiem KV626
http://www.deezer.com/album/336092+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Послушал с Голованова.
Начну с хорошего.
Запись эта безусловно выдающееся музыкальное событие,держит до конца мертвой хваткой за горло.
За пультом стоит талантливый,страстный,умный музыкант.Но именно отсутствие традиции сказывается на общем впечатлении.Очень противоречивые чувства овладевали мною во время прослушивания и после.Я получил громадное удовольствие,но катарсису помешал ряд обстоятельств.
Попробую объяснить почему,по частям.
Вступление.Духовые хорошо держат шаг,атмосфера,строгий строй-все великолепно!
Резкие реплики скрипок в ответ на басы-да,хороший ход,яркий,убедительный.
Так делал и Караян в некоторых записях,разве что вскрики у скрипок были чуть сдержаннее,благороднее.Здесь это реализовано несколько по пролетарски
Оркестр более массивный чем обычно,вероятно с кучей контрабасов.Не возражаю.
В целом вступление сыграно превосходно.
Великолепная находка -замедление на словах "свет вечный светит им",перед самым вступлением сопрано.Правда само последующее вступление похабного женского голоса с жуткой вибрацией на словах "Господи,тебе поем гимн в Сионе" убивает все впечатление от прекрасно сыгранного начала.
Ну бабы они всегда все портят в реквиеме,это я уже давно заметил и смирился с омерзительным пением оперных див.
Черт с ними,первая часть все таки заканчивается так же хорошо как и началась.Отлично
А вот на фуге я упал под стол.Тут повторяется типичная ошибка наших дирижеров,уродующих реквием на свой лад-они все в фуге бегут наперегонки.Будто музыкантам и хористам в жопу налили скипидару.
Этот дурной прием,которым страдает и запись Свешникова ,он напрочь разрушает всю структуру Кирие.Голоса спотыкаются и наступают друг другу на пятки,выглядит это карикатурно.Как вопроизведение на повышенной скорости.
За этой мнимой страстностью и "порывом",который в данном случае неуместен,теряется высокий ,торжественный характер полифонического раздела и прозрачность голосов.Каша-результат гонок в фугах.
Естественно,в Европе так никто никогда реквием не исполняет,потому что это проявление дурного вкуса и отсутствия традиций.
Диес ире.День гнева.
Более менее,хотя бывали и более гневные дни,у Купмэна например
Туба мирум.За хорошим,ярким соло тромбона выплывает...яркий образ пьяного революционного матроса,который выступает перед ревкомом и требует немедленно начать штурм Зимнего.
Это не просто ужасно,это ниже всякой критики.Последующие выступления остальных трех солистов усугубляют пародию.Выступают пьяные комиссары ,доярки и прачки,перепоясанные пулеметными лентами.
Дурные голоса,дурные интонации,дурные образы.Революционеры выносят приговор старому миру и намерены его судить по всей строгости,пока они под мухой и отчаянно смелы.Дело происходит в кабаке.
Кстати,эту часть всегда критиковали как сомнительную-Господь слишком долго солирует на тромбоне,позволяя себе непростительное многословие в день Страшного суда.Но в данном случае Господа и след простыл.
У Голованова это дважды пародия на Моцарта.
Рекс Тременде.
Снова возвращается талантливая рука,управлявшая оркестром и хором во вступлении.
Хорошо заостряется барочная фигура бича.Слова правда абсолютно неразборчивы,но их и так все знают.Ну так записано,на какой нибудь корявый ленточный магнитофон.
Массивно,энергично,даже мощно,в десяточку!
САЛВА МЕ,СПАСИ МЕНЯ!на этих словах Голованов ЕДИНСТВЕННЫЙ делает такое неожиданное смысловое замедление темпа в этой части,действующее просто магическим образом.
В этом месте я сидел будто замороженный!!!!! Браво!
Далее идет часть,которую Моцарт считал смысловым ядром реквиема-Рекордаре(Вспомни!),обращение к Иисусу,просьба о прощении
Несколько медленнее чем хотелось бы(чем привычно)
Тут все снова печально,так как пьяные комиссары и матросы возвращаются из туба мирум и снова берут власть в свои руки.И даже отличный темп и посыл дирижера не спасают ситуацию.Дикие завывания,голоса не имеющие никакой культуры пения в мессах.
Тут борются два чувства-первое это глубокая симпатия к гениальному дирижеру и его порывам-второе-ненависть к тем малокультурным советским вокалистам,услугами которых вынужден был пользоваться маэстро.
Колебания темпа,неожиданные остановки по прежнему свидетельствуют что Голованов старается выпукло передать СМЫСЛ текста,но ...слушать это абсолютно невозможно.В печку.
Идем на конфутатис.
Конфутатис такой как ему положено-жирные языки адского пламени,страдальцы поджаривающиеся на сковородке(кстати замедление перед голосами в терцию,как и у Сабата),далее взрыв и "пламени предав их адскому" снова со всем ужасом на который способен оркестр.
Не то чтобы безупречно,но волнует,убеждает!Энергетика сумасшедшая.
В знаменитой длинной нисходящей цепочки тональных сдвигов перед лакримозой Голованов вновь удивляет-эти резкие крещенди на оркестровых всполохах-ЗДОРОВО!Находка,однако.
Наконец мы подошли к тому что у нас считается обычно кульминацией произведения-к Слезной.
Для меня все таки это лишь гениальный обрывок(рукопись обрывается на 7ом такте,дальше творчество Эйблера и Зюсмайера)
Да,я должен признать что это феноменальное нарастание скорби Голованов выводит самым грандиозным образом,пожалуй неведомым его коллегам.Это самая большая удача в записи.Если бы я не слышал других разделов,я бы признал пластинку чуть ли не самой гениальной на планете,пожалуй.
И Амен(Аминь) в конце-не менее грандиозное затухание.Уф,столько событий на протяжении получаса....
Домине езу.
Вполне традиционно,разве что вскрики хора несколько истеричные.Обещанное Аврааму вновь требуется агрессивно и настойчиво,как у коллег,а вот резкое замедление темпа на словах " и пропали они во мгле" уж слишком изобразительное,вульгарное.У Голованова они и впрямь "пропали",на мой вкус уж слишком буквально.
Хостиас обязывет,все таки подлинная моцартовская часть!
Это глубоко мистический раздел и требует неземного пения.
Несколько приземленно,натужно.Слышно что кульминация позади и дальше исполнители расслабились-лучшее уже сыграно.
Санктус--снова мощно и неожиданно грандиозно,как того Санктус и требует.Снова взята очень высокая планка выразительности.
Санктус на самом деле писан не Моцартом,поэтому я никогда особенно к нему не прислушивался.Как и к Бенедтиктусу.
А вот в агнус деи гений Моцарта сияет в последний раз-никогда не поверю что это написали бездари ученики.
Далее идет повторение вступления ,ну и финал.
Молчание.
Выводы.
Ну что сказать?
1.Катарсис я не ощутил,слишком много пародийных и явно неудачных если не сказать ужасных моментов.
Впечатление то достигает небес(изредка) то ...хрясь мордой об асфальт(гораздо чаще).
Солисты ужасные.В исполнении много грубостей,чисто пролетарских,которые мало мальски обученный в Европе музыкант сочтет просто недопустимыми
2.Лакримоза и еще пара частей сыграны гениально.Признаю.
Иметь или не иметь в фонотеке-дело вкуса.
Считать эту запись образцовой я никак не могу