Текущее время: 26 янв 2020, 12:46

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
 Анатолий Леман,"Русский Страдивари" 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
"Новые идеи радуют только высокие и светлые умы.Толпе они оскорбительны:она инстинктивно чувствует,каким ярким показателем ее невежества,косности и глупости являются они."
Марк Басанин,издатель трудов А.Лемана


Прекрасный эпиграф к любому повествованию о новом и прогрессивном мышлении,а связанному с аудиотематикой в особенности,поскольку противостояние заскорузлого и убогого материалистического мировоззрения новому взгляду на мир,основанному на опыте и ощущениях,в особенности людей с более широкими способностями к восприятию,проявляется в аудио явно и весомо как ни в какой другой области человеческой деятельности.

Читая книги,посвященные лакам,скрипкам и великим мастерам прошлого,я конечно не мог пройти мимо такого яркого литературного труда на русском языке как восемь книг о скрипке,написанных русским мастером Анатолием Леманом и переизданные в 2007 в Санкт Петербурге.
Этот удивительный человек по универсальности,силе и мощи дарования а также широте взглядов сродни образу "универсального человека" эпохи Возрождения,самым ярким представителем которого является Леонардо да Винчи,бывший одновременно архитектором,инженером,изобретателем,скульптором,х удожником,исследователем анатомии человека и животных.Немыслимое для современного человека разнообразие интересов и занятий.
Примерно такую же картину мы наблюдаем изучая биографию Анатолия Лемана,начавшего в 1882 году каръеру офицера,затем ставшего дантистом,который вскоре завоевал славу искуснейшего изготовителя зубных протезов.Параллельно Леман интересовался воздухоплаванием и сконструировал один из первых аэропланов.Далее он занялся биллиардом и написал исчерпывающий труд о биллиардной игре,изданный в начале 20-го века.Увлекшись строительством скрипок,Леман прочитал всю доступную литературу на английском,русском и немецком языках,изучал акустику,механику,инженерное дело,и в конце концов создал свою собственную теорию построения скрипки,основываясь на накопленных знаниях и опыте.Будучи специалистом в области акустики,Леман не только дал научное обоснование многим приемам выработки дек и остальных частей корпуса,но также прекрасно разбирался в акустике помещений и залов и во взаимодействии инструментов с залом.
В поисках секрета итальянского лака Леман составил около 5000 образцов лака и изучил все смолы какие только были доступны в его время.
Кроме строительства скрипок Леман был страстным любителем музыки и посещал все сколь нибудь заметные концерты в Санкт Петербурге.В своих книгах Леман оставил рецензии на концерты Крейслера,Губермана,Изаи,Кубелика,Элмана,Сарасате и многих других, менее известных скрипачей.
Ко всему вышеперечисленному Леман сам играл на скрипке,писал масляными красками,лепил из глины,писал талантливые книги и статьи,увлекался химией,обладал способностями гипнотизера,экстрасенса,общался с духами,занимался гиревым спортом,борьбой,и одновременно был прекрасным лектором,способным увлечь аудиторию и говорить на разнообразнейшие темы.Казалось бы,взаимоисключающие способности-силач и интеллектуал,искуснейший ремесленник с высочайшей техникой столярных и гравировальных работ и ученый,знаток физики и химии и эзотерик.Как это возможно?И где Леман находил на все это время,ведь изготовление скрипок требует полнейшей самоотдачи,а он еще и лекции успевал читать.Кстати,лекции Леман проводил регулярно.Темы лекций-акустика,строительство скрипок,оккультизм.Вот тут мы и подошли к самому главному!

Увлечение,сформировавшее мировоззрение великого русского мастера,достигшего по признанию современников уровня Страдивари-это оккультизм.Начиная с 1908 года на книгах Лемана появляется оккультный солярный символ-шестиконечная звезда(два вписанных друг в друга равносторонних треугольника) с вписанными в нее инициалами мастера.При этом я не нашел никаких упоминаний об участии Лемана в каком нибудь масонском или ином тайном обществе.
В интернете всех книг Лемана нет,поэтому я взял на себя труд набрать и привести здесь несколько интересных высказываний мастера,связанных с оккультизмом,поскольку это напрямую перекликается с тем что мы наблюдаем в аудио,а взгляды Лемана очень близки к тому что пишет Анатолий Маркович Лихницкий.Я привел цитаты к удобоваримому современным читателем виду,убрав все "ять" и прочие правила написания слов,принятые 100 лет назад:
"Теперь об оккультизме.Это такая обширная и интересная область,которая поистине не имеет пределов.Что такое оккультизм?Это изучение сил природы.Официальная наука до сих пор изучает только материю и силу,совершенно не допуская,что материя может иметь совершенно иные формы и иные функции чем те которые зарегистрированы наукой.Например,нам известны несколько состояний тела:твердое,жидкое и газообразное.Круксь прибавил бы четвертое,лучистое,а кроме этого существует еще несколько состояний тел которые назовем флюидическое и одическое,употребляя номенклатуру оккультистов.
А.Леман"

А теперь самое интересное:

"Самая тонкая энергия,известная на земле ученым,это электрическая,но для оккультистов она является самой грубой в ряду так называемых токов.
А.Леман"

И далее:
"Кроме того,я постоянно имею дело с духами,подразумевая под духами совершенно определенный интеллект,вполне сохранивший свои умственные и психологические способности.В споры я вообще не вступаю,потому что они никого не убеждают,но я имею много рукописей,написанных материализованными руками на разных языках,имею картины и рисунки,не говоря о множестве технических и философских сообщений,сделанных моими невидимыми друзьями.
А Леман."

Не в этом ли один из секретов достижений Лемана?Ведь по отзывов тех немногих специалистов,которым посчастливилось держать в руках скрипки Лемна,мастер достиг уровня старых итальянцев и даже в чем то превзошел их.Вероятно не случайно на западе Лемана называют "Русский Страдивари"!


Вложения:
DSCF4705.JPG
DSCF4705.JPG [ 110.64 Кб | Просмотров: 7 ]
10 окт 2014, 19:33
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
Круксь прибавил бы четвертое,лучистое,а кроме этого существует еще несколько состояний тел которые назовем флюидическое и одическое,употребляя номенклатуру оккультистов.

Цитата:
Любопытный факт: Приблизительно в это же время русский художник Михаил Ларионов, муж известнейшей художницы Натальи Гончаровой "открыл" новое направление в живописи названное им ЛУЧИЗМ и основанное на тех же принципах, что и в цитируемой книжке. Похоже на то, что в то время (русский ренессанс , длившийся примерно 20 лет ) все шли ноздря в ноздрю.


Очень может быть!Вот что пишут про Крукса в интернете:
Цитата:
КруксWilliam (Crookes) — известный английский физик и химик, род. в 1832 г. В 1848 г. В 1859 г. Крукс William оставил эти занятия и посвятил себя всецело научным работам. С помощью спектрального анализа Крукс William удалось в 1861 г. открыть новый металл таллий. Дальнейшие исследования Крукс William касались главным образом химии редких земель и металлов и спектрального анализа в применении к химии и астрофизике ( Крукс William наблюдал спектроскопически в Оране солнечное затмение 1871 г.). С 1872 г. Крукс William занялся исследованием спорного тогда вопроса об отталкивательных силах, вызываемых в телах нагреванием. Эти работы привели к конструкции небольшого замечательного прибора — радиометра (см.). Дальнейшие исследования Крукс William над тем же предметом и над распространением электрического разряда в чрезвычайно разреженных газах привели его к открытию новых весьма замечательных световых и тепловых явлений (см. Разряд, Лучеиспускание). Крукс William старался объяснить их существованием четвертого "лучистого" состояния вещества. Объяснение это не нашло подтверждения, но ряд новых блестящих явлений был настолько замечателен и привел в дальнейшем к столь интересным следствиям, что французская академия удостоила Крукс William премии в 3000 фр. Последние работы Крукс William касались снова спектрального анализа и химии редких металлов. Все работы Крукс William отличаются большой оригинальностью замысла и научных приемов, и выполнение их указывает на необыкновенное умение обходить экспериментальные трудности. Большую известность приобрели статьи и речи Крукс William в защиту реальности спиритических явлений; большой научный авторитет Крукс William несомненно много способствовал распространению спиритических воззрений. И в эту область Крукс William старался внести опытный метод исследования. Статьи Крукс William помещены почти исключительно в английских журналах; сам Крукс William в 1859 г. основал "Chemical News", а с 1864 г. издает "Quarterly Journal of Science". Крукс William — один из деятельных членов химического общества в Лондоне, президентом которого состоит в настоящее время. На русский язык переведен доклад Крукс William об явлениях лучистой материи, читанный 22 авг. 1879 г. на заседании британской ассоциации в Шеффильде: "Лучистая материя, или четвертое состояние тел" пер. М. Лянченко (Новгород, 1889).
А. Г.
http://www.brocgaus.ru/text/055/897.htm
abbasz на форуме Ответить с цитированием


10 окт 2014, 19:34
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
И еще воспоминания сына об отце:
Цитата:
"В Лемане было очень много странного,загадочного,мистического.Всем известны его постоянные намеки на то что он имеет общение с духами,что он медиум,сомнамбула....Был ли он религиозен?Да.Но он не любил обрядностей религий,зато имел крепкие определенные верования...
Он решительно избегал лхоты и всех видов спорта связанных с травлей животных."Жизнь живого существа священна и тот кто проливает кровь совершает большое преступление".
Он постоянно изучал что нибудь.То он сидел над чтением книги о масляных красках или с объемистым томом органической химии,то у него была патологическая анатомия то курс постройки мельниц...
Немногим известно что 25 лет тому назад(в 1888г) Леман построил аэроплан того же типа что и братья Райт,но у него не было двигателя.Также не было денег и потому он должен был оставить свои опыты.Но он написал книгу "Основания полета животных",где принципы авиации исложены с такой ясностью и силой что к ним немного можно прибавить и теперь.
В знаниях Лемана было что-то неземное,потустороннее...На его лекции об оккультизме в Тенишевском училище собирался весь Петербург,интересовавшийся областью таинственного.И эта область была ему открыта.Иначе нельзя себе объяснить того высокого и мудрого спокойствия с которой отец встретил явление смерти и его слов,таких простых и весьма значительных и важных:

"Я ухожу.Значит здесь моя работа кончена и другой труд,более высокий и сложный ждет меня там"




А вот еще одно совершенно потрясающее воспоминание младшего Лемана о том что говорил его отец:
"Все эти физико акустические теоремы о квадратах расстояния и о величине поверхности в отношении силы звуков он считал односторонне доказанными.По его мнению звуковой лучь вовсе не представляет из себя колебания упругого тела.Это явление более сложное.
В звуковом луче кроме динамической силы,по словам отца,много других элементов теплоты и несколько токовь,которые он называл странными восточными именами"


Сказанное Леманом уже напрямую указывает нам на ту неведомую энергию("несколько токов которые он называл странными восточными именами"),которую мы воспринимаем в виде окраски,необъяснимой несомости звука,ощущения поразительной живости при замене казалось бы совершенно незначачих компонентов(проводов) или даже их покрытий.Речь конечно идет о так называемых аномальных явлениях,не регистрируемых обычными приборами но доступных нашему восприятию.
Леман был убежден что звук имеет двойственную,не только физическую природу.А тон скрипача,к примеру,по его убеждению,это прямое проявление духовной субстанции:"тон-функция души"


Вот вам и ответ на вопрос почему человек отличает живую скрипку от записанной!

Не Алдошиной надо звонить,а Лемана читать!


10 окт 2014, 19:34
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
НАшел в интернете газетную заметку о Лемане:


Цитата:
Выпуск № 020 от 04.02.2011
Русский Страдивари
Стрельнинские опыты великого мастера
Олег ВАРЕНИК

Жил-был в Москве музыкант. Выучившись играть на скрипке, он без нее жить уже не мог. Когда стал понимать толк в инструментах, задался мечтой приобрести хорошую скрипку. Однако в советское время скрипки изготавливались на мебельных фабриках для «широкого потребления». Приобретя несколько посредственных инструментов, музыкант начал копить деньги для обретения скрипки ручной работы...

Анатолий Иванович Леман был создателем скрипок и виолончелей, славился как великолепный бильярдист, увлекался воздухоплаванием, участвовал в велогонках, писал повести, рассказы, пьесы...После нескольких лет поисков музыканту поступило предложение от коллекционера, знавшего его родителей. Он распродавал свою коллекцию, и осталась у него только одна старая скрипка – русского мастера конца XIX – начала XX века по фамилии Леман. Скрипка была в плачевном состоянии, в трещинах, лет тридцать на ней не играли, требовалась реставрация. Знакомый реставратор высоко оценил работу мастера, которого хорошо знал по его «Книге о скрипке», и согласился взяться за дело.

Кто такой Леман, музыкант тогда не знал. В музыкальной школе о нем ничего не говорили, в консерватории тоже. Книг о Лемане не было. Только в 2001 году в Москве переиздали книгу Лемана «Теория бильярдной игры», но там ничего о скрипках не говорилось. Да и что бильярдист может нового сказать о скрипках?

Прошло еще время, и в Петербурге, где когда-то жил и изготавливал скрипки Леман, переиздали его труды (пятнадцать книг), посвященные скрипкам. Издателем был музыкант, скрипичный мастер, реставратор, основатель компании по изготовлению струнных инструментов Михаил Горонок, ставший директором Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Из этих книг музыкант узнал, что последние полтора десятка лет А. И. Леман прожил на даче в Стрельне, где оборудовал скрипичную мастерскую и изготовил немало скрипок и виолончелей, которым давал собственные значимые имена: «Царица», «Венера», «Офелия», «Фрина», «Дива», «Несравненная», «Юнона», «Золотое руно», «Чудо», «Президент» и др.

На даче на Пристанской улице Анатолий Иванович жил со своей женой и помощницей Лидией Алексеевной Лашеевой – известной писательницей, творившей под псевдонимом Марк Басанин. В Стрельне летом жила с ним огромная семья – девять детей, семь сыновей и две дочери. Когда мастер принимался за скрипки, старшие сыновья помогали ему. Скрипка «Инна № 1» была сделана сыном Марком в 1908 году.

Именно в Стрельне Леман производил опыты, исследуя, какой звук слышен дальше, какая скрипка и как несет звук, какие тональности способствуют наибольшему распространению звука, какие условия необходимы для построения концертной скрипки. Проанализировав результаты, Леман опубликовал их под названием «Стрельнинские опыты» в 1903 г. в книге «Акустика скрипки»...

Музыкант перечитал все книги Лемана, к своему большому удивлению, нашел и отзыв первого обладателя теперешней его скрипки. Тот в 1910 году, по получении долгожданного заказа, писал мастеру: «Я твердо убежден, что Вы лучший из мастеров скрипок и можете создать скрипку в высшем смысле слова, но для этого, как и для всего, нужно прежде всего деньги. Помните, что при первой возможности в моих финансах я постараюсь заплатить самую большую сумму, за которую Вы делаете скрипки...».

После реставрации скрипка Лемана в умелых руках музыканта ожила после долгого молчания. Это было та скрипка, о которой он так долго мечтал. А как она звучит! Не отличить от скрипок Страдивари, Гварнери, Амати или других известнейших зарубежных мастеров. А ведь это наш, отечественный, русский мастер! И у нас есть самородки, но, увы, забытые...

Музыкант стал собирать сведения о других скрипках этого удивительного мастера. Отыскал он четырнадцать обладателей скрипок Лемана. И все музыканты были в большом восхищении от них.

Побывал он и в Стрельне, на той самой Пристанской улице. Дом Лемана с мастерской не сохранился – сгорел во время войны. Нет и знаменитого «насоса Дугласа», тоже имевшего отношение к Леману. Дело в том, что Леман работал в журнале «Всемирная иллюстрация», издатель которого, Гоппе, купил дачу на Пристанской улице. Благоустраивая свое владение, он установил новейший «насос Дугласа», который рекламировал в своем журнале. До лета прошлого года этот насос стоял на Пристанской улице. И даже был в рабочем состоянии...

Поднялся музыкант и на мост через Портовый канал – со старой переправы на том же самом месте Леман проводил сто лет тому назад свои знаменитые опыты. Он играл последовательно на всех испытываемых скрипках в направлении Нижнего шоссе, а его ассистенты тщательно измеряли распространение звука. Расстояние измеряли при содействии велосипедистов, учитывались направление и сила ветра, температура, облачность, прозрачность атмосферы и другие параметры.

Теперь музыкант задался целью распространять сведения о деятельности великого скрипичного мастера, организовать в Стрельне музыкальные вечера и фестивали памяти Лемана. Оказалось, что и о Страдивари долго ничего не знали, пока музыканты, объединившись, не стали давать концерты на его инструментах. А Леман – это русский Страдивари!

Предложение музыканта руководителями местной власти было поддержано, ему даже обещали оказать посильную помощь. Примечательно, что его фамилия оказалась созвучной фамилии мастера Лемана – Левинов. Зовут его Георгий.

В 2013 году исполнится сто лет со времени кончины Анатолия Ивановича Лемана. Еще есть время хорошо подготовиться

http://www.spbvedomosti.ru/print.htm...49@SV_Articles


10 окт 2014, 19:36
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
С удовольствием читаю труд Лемана о бильярде.Оказывается бильярд пришел в Европу из Китая!

Цитата:
Анатолий Леман. Теория бильярдной игры
Знаменитое пособие по бильярду,

на основе которого написано множество других книг по русскому бильярду. Книга написана выдающимся бильярдным игроком прошлого века, одним из самых талантливых и оригинальных людей Анатолием Ивановичем Леманом. Первое издание «Теории бильярдной игры» вышло в 1885 году и с тех пор стало классикой в мире пособий по бильярду. А.И. Леман феноменально владел техникой игры, были удары, которые выполнял только он, - так называемые «лемановские удары». Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, автор отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры – это философ, стоик и знаток сердца человеческого». В книге изложены история и техника игры, помещены подробные разборы разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач. Книга станет прекрасным пособием по бильярду, как для начинающих игроков, так и для тех, кто знаком с практической стороной игры.

Выложил книгу на файлообменнике,можно скачать тут:
http://www.fayloobmennik.net/1985493


10 окт 2014, 19:37
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
"чтобы судить о звуке скрипки нужно слышать шелест электронов"
А.Леман

Цитата:
Эти слова вполне можно отнести и к оценке аудиотехники.Частенько на форумах спрашивают,как можно слушать музыку если слышишь все окраски элементов,пайки,провода и прочую малозначительную чепуху.
Только когда слышишь все это,тогда и можешь судить о звуке усилителя,АС и других компонентов корректно!В этом я убежден.

Далее я приведу черезвычайно поучительный фрагмент из рассуждений Лемана о скрипке со своими комментариями.Сам я давно взял на вооружение воспроизведенные ниже положения и весьма доволен результатом.Поскольку,по моему глубокому убеждению,мы формируем аудиосистемой звук заново,то он должен отвечать тем же требованиям что и звук струнного инструмента,помимо музыкальности и способности передавать энергетический посыл музыканта.Спорить ни с кем не буду,поскольку своего мнения я все равно не изменю.Ресь здесь идет об эстетике звука,а она занимает далеко не последнее место в аудио.

Цитата:
"Звук скрипки должен быть полный и ясный.Это два самых необходимых качества для звука.Если нет в скрипке полноты,она никогда не даст удовлетворения,если нет ясности,это будет вегда раздражать играющего и слушающего.Посторонниепримеси в звуке:шипение,перебои нестерпимы для тонкого уха.(то есть для эстетически прекрасного звука нужна определенная доза рандомизации,читай статью АМЛа "формула звука")
Затем в звуке должны быть нежность и сила.Ничто не может заменить отсутствия нежности(обратите внимание на эти слова.Огромное количество высококлассных систем отличаются ясностью,силой и полнотой но в них совершенно отсутствует данное качество).Без них самый ясный и полный звук будет казаться грубым и жестким.
Нежность облагораживает звук.Только нежный звук может передать все оттенки чувств,но одной нежности недостаточно,к ней должна быть присоеденина сила,без которой ее действие ограничено.Следует помнить,что когда вы овладели всеми элементами звука,когда есть полнота,ясность,нежность,то без силы эти качества будут недостаточны.Только одна сила может завершить соединение всех этих элементов,необходимых для образования прекрасного звука.
Насколько в пиано доминирует нежность,настолько в форте ничто не может заменить силу
(здесь речь идет вовсе не о громкости,хотя свойство заполнять зал для струнного инструмента является наиважнейшим.Подразумевается твердость, "стержень",которые присущи человеческому голосу при форсировании звука и пении "на опоре".Это способность формировать напряженный,плотный,с металлическим блеском звук,во многом определяет "носкость" и пробивную инструмента.К тому же такой инструментальный звук имеет наибольшее сходство с этим самым естественным инструментом-человеческим голосом)

Нужно очень сознательно относиться к этим четырем качествам звука.Между тем они элементарны.Это азбука-четыре основания звука."


10 окт 2014, 19:37
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
Ряд новых материалов из книг Лемана я размещу в ближайшее время


10 окт 2014, 20:12
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
Рецепты от Лемана:сандараковый лак

Вполне подходит для лакировки акустьических систем.
Только скипидар советую заменить лавандовым маслом-первый уж очень вонюч!


Вложения:
009.JPG
009.JPG [ 194.75 Кб | Просмотров: 15 ]
13 окт 2014, 21:02
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 00:39
Сообщений: 8907
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
Ролик о мастерах.
Интересно, что Малыхин выстукивает растущие деревья! Я всегда был уверен что информативное выстукивание возможно только в отношении высушенных заготовок.




26 дек 2019, 21:23
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 3314
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Анатолий Леман,"Русский Страдивари"
Что такое мастика, это хиоская смола? И почему он приводит в своем рецепте шеллак а потом говорит он все же противный и в итальянских скрипках его нет? Хозяин барин? А что он пишет про основу-подложку на что ложится лак, как подготавливает инструмент до нанесения лака? И у вас есть что то про цветные лаки?

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


27 дек 2019, 19:44
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB