Заметка Ларисы Кириллиной об игре Люка Дебарга - по поводу великолепного интонирования
http://cleofide.livejournal.com/913746.htmlСреди моих френдов в ЖЖ и в ФБ обнаружились те, кто как-то уж очень скептически отнеслись к всеобщим восторгам по поводу Люки Дебарга.
Дескать, ну, ничего так, но не блеск, чем тут восхищаться, не сравнишь с "зубрами" пианизма 20 века, так что фанатизм неуместен - и концерт Чайковского он, дескать, в третьем туре чуть ли не провалил, и Моцарт "без откровений", и звук не "ах", и Бах - средненький ...
Мне как-то неловко выступать в амплуа фанатки, ибо я вроде бы ничем подобным не грешу, букетами любимцев не забрасываю, за автографами не гоняюсь и фотографий звезд над подушкой не вешаю.
Но всё-таки, справедливости ради...
Я же ведь тоже ровно ничего не знала о Дебарге до конкурса, а слушала его по радио, не видя трансляции, потому понятия не имела, как трогательно он выглядит и какой вообще "мимими".
Помню, сидела на веранде, занималась тихими хозяйственными делами, краем уха слушала конкурс.
Раздались первые звуки прелюдии Баха. Я навострила уши и перестала отвлекаться. Имени пианиста я даже не запомнила или не расслышала. Но мне было ясно, что этот - не просто исполняет обязательный номер программы, а играет именно Баха, причем так, что очевидно: он знает, кто такой Бах (не по учебнику), понимает, что такое клавесин и орган, как устроена барочная "большая прелюдия", как прекрасен контрапункт, как интонируется тема, чтобы не потеряться в хитросплетениях голосов, но и не вылезать с криком - "да вот же я, тут я, слушайте все, я - тема!"...
Потом была 7-я соната Бетховена - и тоже проинтонированная вся, от начала до конца, пропущенная через себя, осмысленная и прочувствованная во всех деталях.
Виртуозные пьесы мне понравились меньше, но я такую музыку вообще не люблю и не понимаю.
А вот Сентиментальный вальс Чайковского, который я тоже не люблю, вдруг показался не салонным и весьма интересным.
Разве не чудо?..
Никаких пристрастий и никакой предвзятости у меня не было, но после этого прослушивания я сразу написала в ФБ: "Дебарг - однозначно!"
Моцарт мне тоже у него понравился, хотя тут надо обязательно учитывать, что человек впервые в жизни играл с оркестром. Ладно бы, где-то в концерте, а то - на таком конкурсе, с трансляцией на весь мир... Герой. Еще бы пару репетиций, и всё бы встало на свои места.
То же самое с концертом Чайковского.
Профессиональные пианисты находили в исполнении Дебарга массу изъянов и даже расценили его как неудачу и провал. Хм... Я слушала с большим интересом, удивляясь тому, как в настолько заигранной и опошленной бесчисленными пафосными трактовками музыке можно найти столько свежести, человечности, искренности.
К тому же, сравнивая Дебарга с пианистами прошлого, всё же надо учитывать, что обычно мы имеем дело с отшлифованными студийными записями, где никаких огрехов не предусмотрено. А если даже записи сделаны на концертах, то не в конкурсной горячке, и не в столь экстремальных условиях.
Так что у меня закрадывается смутное подозрение, будто профессионалы судят о гениальном новичке с немалой долей ревности, а любители музыки просто привыкли к классическим интерпретациям и не желают принимать чего-то другого.
Вообще людям свойственно не верить своим глазам и ушам, и если вдруг рядом обнаруживается живой гений, только совсем молодой и ещё не очень оперившийся, они предпочитают думать, будто это так, ничего особенного, таких на самом деле много...
На конкурсе он был такой один.
Единственное, чего я боюсь -- как бы его после всей этой шумихи не начали эксплуатировать, не считаясь с необходимостью дать ему развиваться дальше естественно и свободно, учиться, совершенствоваться, вслушиваться в музыку...
Наверное, четвертая премия - это одновременно и несправедливо, и хорошо, поскольку известность он уже получил, а коммерческая составляющая конкурса не будет давить на него так, как на золотых и серебряных лауреатов.
К "чёсу" он явно не пригоден.
А железная стабильность - признак не столько гения, сколько хорошей нервной системы и образцовой усидчивости.