На днях сделал пробную версию тестовой колонки на динамиках телефункен.
Меня всегда пленяла цельность и интеллигентность 24 ки. В оригинальном корпусе с небольшими доработками этот динамик давал по настоящему целостную картину фонограммы и эмоционального плана произведения. В этом отношении на мой взгляд телековская 24 ка выигрывает у 30 ки, хотя стоит в 5-7 раз дешевле. Однако когда речь идёт об объёмности звука, хорошем проработанном басе, адекватном воспроизведении середины у 30 ки ТФК конкурентов среди шириков очень мало.
Диапазон ВЧ, что делать с ним?
Наличие второй полосы для системы на довоенных Телефунках почти автоматически увеличивает её бюджет в двое. Технически преимущества системы с пищалкой тоже относительны: частотка до 10 к гц, с явным спадом после 6 кГц.; ещё один Б.П под ВЧ дин, конденсатор фильтра, который нужно выбирать долго и утомительно не просто из хороших, а из самых лучших.
Тем не менее компоненты и идеи для двухполоски я потихоньку собирал на протяжении многих лет.В связи с увеличением количества музыкальных тестирований элементов моего небольшого производства в колонке более высокого уровня у меня появилась острая внутренняя необходимость.
Не долго думая я решил собрать макет.
Для начала я нашёл подходящий корпус: им стал ящик из клееной древесины (скорее всего сосна) конца 19 ого начала 20 ого века. Затем я сделал отверстия для динамиков. Их я сделал намеренно несколько больше нужных размеров для того чтобы спокойно тестить динамики больших размеров, а 30 тфк поставил с небольшой фанерной проставкой, при этом, по феншую "усадив на попу". Вч диапазон доверил динамику ТФК начала 30х гг. Этот динамик я оттестил в оригинальном включении: с лампой RENS1374 d и с оригинальным выходным трансом. Звучание его как широкополосника было выше всяких похвал. Закрепил его я тоже не совсем обычно-не прикручивал к передней панели, а по аналогии с басовиком за катушку подмагничивания.
Доработав блок питания под два динамика, я столкнулся с вопросом включения: и решил его просто: пойти от простого к сложному и для начала подключил их последовательно. Такое подключение при большом разбросе звуковых катушек вполне приемлемо, о чём писали некоторые аудио мастера. Например 14-15 омная 30 ка подключается к 3 омной 20 ке и распределение мощности получается за счёт разницы в сопротивлениях катушек. На первый взгляд такое включение кажется сомнительным, но я решил попробовать его для того что бы для начала просто запустить колонку, а паралельно подбирать разделительные ёмкости.
Что я вам скажу, ёмкость я так и не поставил). Звук того что получилось меня буквально поразил с первых нот.
1. Частотка. В звуке есть основательность, тембровость, и главное драйв. Колонка звучит именно основательно а не тяжеловесно, при этом прекрасно реагирует на любые динамические перепады.
2. Обьём. Звук получился очень объёмным. Прекрасно слышны особенности разных записей, залов, инструментальных составов. В этом подключении и оформлении 30 ТФК раскрывается с неожиданной широтой.
3. Универсальность: просто уникальная. Такое включение позволяет воспроизводить большинство жанров в т.ч. современной музыки с минимальными на сколько это возможно для довоенных не переделанных телеков потерями. Конечно говорить о мониторности звука нельзя, но чистота нюансировка с которой воспроизводятся тембры в данном частотном диапазоне поражает и увлекает. При этом есть однозначный эффект отсеивания шелухи- записи Юдиной, Нейгауза даже с Ютуба зазвучали естественно,и приятно.
Итог. Система с 24" тфк скорее всего в ближайшее время поедет на дачу.
БП особенно порадовал- но об этом в отдельной статье.